Есть тема, которая волнует абсолютно всех, это качество медицинского обслуживания. И хотя в Конституции РФ написано, что каждый гражданин имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь, добиться этого на практике иногда бывает не легко.
Жители время от времени жалуются на то, что их не принимают в стационар. Независимо от того, привезли пациента на «скорой» или это самообращение. Доктора производят осмотр, и либо кладут в больницу, либо отправляют лечиться домой, прописав курс препаратов. Случается отказ в госпитализации объясняется так: нет мест.
Людей это не устраивает, и здесь свою роль играет менталитет: лучше лечиться в больнице, под присмотром докторов. Среди желающих «полежать» встречаются и пенсионеры, и молодые люди. Но! У медиков имеются на этот счет четко прописанные инструкции, они определяют, при каких показаниях человека необходимо госпитализировать, а при каких можно отправить на домашнее лечение под контролем участкового педиатра или терапевта. Как быть в тех случаях, когда вы считаете, что вам не оказали должного внимания или вы не получили той помощи, на которую рассчитывали? О такой ситуации мы расскажем на примере истории одной горожанки.
В редакцию ИЦ "Вольская жизнь" поступило письмо от жительницы Вольска Натальи Николаевны (фамилию раскрывать не станем). В нем она рассказывает историю своей болезни, в результате которой ей пришлось воспользоваться услугами медицинского учреждения другого города.
"С утра первого ноября я почувствовала себя плохо, вызвала скорую помощь. Бригада приехала быстро. Померили давление, оказалось 250/103. Сделали укол и дали таблетки, после чего состояние немного улучшилось. Но на следующий день мне стало еще хуже, и я вновь была вынуждена вызвать бригаду скорой помощи", - рассказывает в своем письме вольчанка.
По словам пенсионерки, «скорая» привезла ее в приемный покой ВРБ вечером 2 ноября с высоким давлением (примерно АД 260/110). Сотрудники райбольницы, осмотрев пациентку, поставили ей капельницу, но в стационар не положили. Хотя вольчанка настаивала на госпитализации, боясь, что ее состояние опять ухудшится. Опасения пенсионерки подтвердились, 5 ноября ситуация вновь повторилась.
"Врачи снова поставили мне капельницу в палате приемного покоя РБ, а в госпитализации отказали, ссылаясь на то, что мест в терапевтическом отделении нет. Записаться в очередь на стационар меня отправили на свой участок в поликлинику," - поясняет ситуацию вольчанка.
По словам Натальи Николаевны, участковый врач ей объяснила, что очередь дойдет только к 4 декабря, но предложила альтернативу - лечь на дневной стационар.
"При таком высоком давлении ходить на дневной стационар каждый день просто физически не могу, а также боюсь не дождаться своей очереди" , - сетует в письме Наталья Николаевна.
После отказа в госпитализации в Вольске Наталья уехала к сыну в Энгельс. Там «скорая» 8 ноября экстренно доставила ее во вторую энгельсскую горбольницу с диагнозом «гипертонический криз». Кроме того, по медицинской выписке, которую нам предоставила вольчанка, видно, что у пациентки кроме криза, диагностирован целый ряд заболеваний с которыми, казалось бы, госпитализация неизбежна. Тут и болезнь сердца, и сахарный диабет, и ишемия мозга, и многое другое.
Редакция "Вольской жизни" решила помочь пенсионерке разобраться с ситуацией, выяснить, почему дважды отказали в госпитализации пациенту с гипертоническим кризом. Были и другие вопросы, которые мы адресовали главврачу Вольской РБ Михаилу Сахарову: с какими показателями давления больной подлежит срочной госпитализации? Что делается или планируется делать для того, чтобы решить проблему с нехваткой мест, если таковая имеется в отделениях Вольской РБ?
Из ответного письма главврача М. Сахарова мы выяснили, что руководствуясь приказом минздрава РФ "О мерах по совершенствованию организации медицинской помощи больным с артериальной гипертонией в РФ", экстренно больного могут положить в нескольких случаях. Это не купирующийся на догоспитальном этапе гипертонический криз, осложнившиеся гипертонические болезни (инсульт, кровоизлияние, отек легких и т. д.). Также в ответном письме говориться, что лечение больного с неосложненным гипертоническим кризом может проводиться амбулаторно.
Конечно, здесь возникает еще один вопрос - почему в другом городе у пациента нашли основания для экстренной госпитализации?
Также главврач Вольской "районки" в ответном письме подтвердил обращения вольчанки в приемный покой РБ.
Выдержка из письма: "После медпомощи, оказанной сотрудниками СМП, цифры АД, зафиксированные в приемном отделении, были ниже цифр, зафиксированных дома, но выше целевого показателя. Для оценки состояния больного пациентка была помещена в палату приемного покоя, где в первом случае находилась 3 часа, во втором 1 час. В обоих случаях она была отпущена домой с АД 150/90, при этом отсутствовали признаки осложнений. Врачом приемного отделения были даны рекомендации по лечению артериальной гипертонии (прием лекарств, соблюдение диеты и т. д.) При этом следует отметить, что рекомендации по приему лекарственных препаратов, данные врачом приемного отделения, не выполнялись и подъем АД до высоких цифр был неминуем", - утверждается в ответе на запрос «ВЖ».
Вряд ли врачи могут однозначно утверждать, что пациент не соблюдал рекомендации. С большей уверенностью можно говорить о том, что ни один гипертоник не желает себе инсульта и отказываться от прописанных препаратов не будет.
Насчет мест в терапевтическом отделении выяснилось, что они были: "По состоянию со 2 по 5 ноября 2017 года в терапевтическом отделении места для госпитализации больных в экстренном порядке имелись. Пациентка не госпитализирована в стационар ввиду отсутствия показаний для экстренной госпитализации, а не из-за отсутствия мест".
Еще на наш запрос ответили, что в соответствии со сроками, утвержденными Территориальной программой госгарантий бесплатного оказания гражданам медпомощи в Саратовской области на 2017 и на плановый период 2018 и 2019 годов, вольчанка 5 ноября была записана на плановую госпитализацию в терапевтическое отделение на 24 ноября, а не на 4 декабря.
Остается непонятным, почему врачи приемного покоя, по словам вольчанки, ссылались не на отсутствие у нее показаний к госпитализации, а на нехватку мест в стационаре? Почему эти показания рассмотрели в больнице другого города, в придачу диагностировав ряд других заболеваний? Возможно, в этой ситуации сказывается нехватка в городе квалифицированного медицинского персонала? Или кто-то из медиков забыл о простом человеческом сочувствии, заботе о пациенте?
Найти все "концы" в этой истории теперь уже сложно. Пациентке все же была оказана срочная медпомощь в приемном покое стационара. Плохо другое: этот случай не единственный, есть и другие жалобы корреспондентам «Вольской жизни». Только в одном из них закончилось все гораздо хуже - смертью пациента, родственники которого собираются обращаться в правозащитные органы по поводу того, что больному, на их взгляд, поставили неверный диагноз, проводив пациента домой.
Что нужно знать и предпринимать жителям, чтобы не попадать в подобные ситуации:Любой отказ в медицинской помощи необходимо оформлять письменно. Нет мест? Напишите, пожалуйста, что у вас нет мест... Всегда просите документ, а в нем должны быть дата и подпись врача.
В приемном отделении любой больницы должны быть вывешены телефонные номера для связи с главврачом и его замами, а также телефоны министерства здравоохранения Саратовской области.
По номерам, опубликованным на сайте Вольской районной больницы, вы можете связаться с главным врачом Михаилом Сахаровым: 5-11-95, 5-12-35, 8-917-213-7953. Можно также адресовать свой вопрос министерству здравоохранения Саратовской области по телефону: 8 (8452) 67-06-22 с 9 до 18 или отправить электронное обращение на сайт минздрава http://minzdrav.saratov.gov.ru.
Будьте уверены, ваше обращение не останется без ответа!
О. Бедова