Как «Вольск» атомную подлодку топил…

Фото: volsklife.ru

Вряд ли в 1976 году в последних новостях сообщили, что сухогрузный теплоход «Вольск» едва не потопил свою же советскую подводную лодку. Да не простую — атомоход К-116, с крылатыми ракетами на борту. Ту самую, которая за 10 лет до этого с другим атомоходом К-133 открыла еще одну легендарную страницу в истории отечественного подводного плавания. Оставив Западную Лицу, корабли пересекли Баренцево и Норвежское моря, всю Атлантику, через пролив Дрейка «зацепили» воды Антарктиды. Затем от восточных берегов Южной Америки перешли Тихий океан и успешно завершили поход на Камчатке, в бухте Крашенинникова. Эта военно-политическая акция имела всемирный резонанс, сравнимый едва ли не с первым полетом человека в космос, запуском спутника и высадкой на Луну. Даже при нынешнем развитии подводных сил такие достижения по плечу не каждому экипажу. Как нельзя лучше об этом говорит то, что все 35 лет подвиг двух советских экипажей остается неповторенным.

Основные данные атомной подводной лодки с крылатыми ракетами «К-116″ давно уже не являются секретом. Водоизмещение: 4500 т/5790 т. Главные измерения: длина — 115,4 м, ширина — 9,3 м, осадка — 7,1 м. Вооружение: 8 пусковых установок крылатых ракет, боекомплект 10 торпед. Скорость — 15 узл./23 узла. Экипаж: 137 человек, в т. ч. 22 офицера. Вот как описывается трагедия в книге «ВМФ СССР и России. Аварии и катастрофы»:

«18 апреля 1976 года атомоход выходил из базы, следуя Авачинским створом в горле Авачинской губы. В 10 часов 56 минут (по камчатскому времени) в охранение лодки заступил морской тральщик «МТ-80″ (проект 254), на котором была неисправна радиолокационная станция. Командир тральщика о неисправности навигационной РЛС не доложил и начал маневрирование с целью выхода на дистанцию 5 кабельтовых впереди атомохода. Видимость в районе Авачинской губы не превышала 1,5-2 кабельтовых, волнение моря — 1 балл. Подводная лодка следовала левее оси фарватера со скоростью 10-12 узлов, что не обеспечивало безопасности плавания в данных условиях. Радиометрист лодки вел наблюдение на шкале «1,5 мили», что не позволило ему вовремя обнаружить теплоход «Вольск», следовавший встречным курсом».

Что же представлял собой сухогрузный теплоход «Вольск»? Спущен на воду в 1951 году с горьковской судоверфи «Красное Сормово». Судно входило в проект «Большая Волга». Теплоходы этой серии имели длину 93,2 м, ширину — 13,43 м. Высота борта 4,8 м, надводный габарит — 10,8 м, осадка — 2,8 м, водоизмещение — 2800 т. Скорость 15,5 узла. Габариты кораблей вполне сравнимые.

Для информации: узел — единица измерения скорости, равная одной морской миле в час, т. е. 1 узел равен 1,852 км/час. Кабельтовый — единица длины, применяемая в мореходной практике, равная 0,1 морской мили (185,2 м).

Вот как дальше разворачивались события: «Теплоход при проходе к Авачинской губе получил информацию о том, что рейд закрыт, но самовольно продолжал движение со скоростью 9 узлов. Оперативная служба базы не приняла мер для недопущения входа теплохода «Вольск» в Авачинскую губу. В 11 часов 05 минут на экране радиолокатора «Вольска» появились две надводные цели в дистанции около 50 кабельтовых прямо по курсу. Теплоход продолжал движение и в 11 часов 25 минут разошелся левым бортом с тральщиком в дистанции около 100 метров. Тральщик не выполнил поставленной задачи по обеспечению безопасного эскортирования подводной лодки и обнаружил «Вольск» визуально только в момент расхождения. С тральщика успели выстрелить красные ракеты и одновременно передать на «К-116″ информацию о расхождении с теплоходом. На атомоходе встречную цель обнаружили в 11 часов 23 минуты. Командир лодки лишь уменьшил ход до 5-6 узлов, а через три минуты обнаружил «Вольск» и визуально. В 11 часов 27 минут на теплоходе также визуально обнаружили прямо по носу в дистанции 1,5 кабельтова подводную лодку. Только теперь были приняты запоздалые меры по предотвращению столкновения». Вот и получается ставший ныне знаменитым человеческий фактор: «На субмарине застопорили моторы и дали реверс правой турбиной и три гудка. На теплоходе прозвучала команда: «Полный ход назад!» и даны 3 коротких гудка. А в 11 часов 28 минут — команда «Лево на борт!» и 2 гудка. Несмотря на принятые меры, в 11 часов 29 минут теплоход «Вольск» нанес скользящий удар и навалился на правый борт подводной лодки, имевшей непогашенную инерцию переднего хода. Атомоход получил повреждения легкого корпуса и был вынужден вернуться в базу для ремонта».

«Усталая подлодка» с 1980 года находилась на капитальном ремонте. Но через 5 лет ее исключили из состава ВМФ для демонтажа и утилизации. Судьба «Вольска» не известна, скорее всего, его даже не переплавили, а просто затопили…

А. СЕРГЕЕВ.

 
По теме
 
Заборы мешают энергетикам отремонтировать теплотрассу на Авиационной - Sarinform.Ru Сотрудники "Т Плюс" ищут компромисс с саратовцами Энергетики cаратовского филиала "Т Плюс" не могут реконструировать тепломагистраль от ТЭЦ-5 на улице Авиационной из-за заборов частного сектора в охранной зоне.
21.06.2018
Распоряжение по Саратовской епархии от 05 июня 2018 года № 20   Настоящим распоряжением с 05 июня 2018 года назначаются следующие помощники благочинного Петропавловского округа Саратовской епархии:
21.06.2018
Глава региона Валерий Радаев потребовал усилить профилактическую работу по предотвращению несчастных случаев на производстве, а также дорожно-транспортных происшествий.
21.06.2018
Депутаты разошлись в оценках Тамары Ненадых - SaratovNews.Ru Ряд депутатов остались недовольны кандидатурой начальника клуба «Вдохновение» Дирекции физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений Тамары Ненадых на получение звания «Почетный гражданин Саратова».
21.06.2018 SaratovNews.Ru
Госжилинспекция назвала причину частичного обрушения фасада 10-этажки - Четвертая Власть Руководство ТСЖ, которое обслуживает дом, приняло решение провести строительную экспертизу с привлечением специализированной организации ООО «Областной центр экспертиз» Госжилинспекция Саратовской области назвала прич
20.06.2018 Четвертая Власть
Кто-то до сих пор на гребне популярности, а кто-то забыт и никому не нужен Юлия МАЗУР Когда-то мы смотрели их клипы по музыкальным каналам каждый день по тысяче раз.
19.06.2018 Комсомольская правда
Как сложились судьбы детей-актеров из зарубежных кинохитов Анна УДОВИДЧЕНКО Эрик из "Игрушки" - веб-дизайнер Фабрис Греко был самым популярным французским ребенком в 1970-х.
18.06.2018 Комсомольская правда
Корреспондент «КП», пользуясь грандиозным наплывом туристов, вышел на тропу любви Павел КЛОКОВ kp_ru_msk Большие мероприятия издавна помогали нашей стране улучшать демографическую ситуацию.
21.06.2018 Комсомольская правда
Как болели звезды за наших футболистов, выигравших у Египта 3:1 [видео] Елена БОДУЭН Страна в едином порыве поддерживает сборную России на чемпионате мира по футболу.
20.06.2018 Комсомольская правда
Водителям оставят только одну полосу дороги В Заводском районе областного центра частично перекроют еще один железнодорожный переезд — на 5-м километре перегона Саратов-3 – Князевка, через который проходит улица Томская.
21.06.2018 Sarinform.Ru
Сотрудники "Т Плюс" ищут компромисс с саратовцами Энергетики cаратовского филиала "Т Плюс" не могут реконструировать тепломагистраль от ТЭЦ-5 на улице Авиационной из-за заборов частного сектора в охранной зоне.
21.06.2018 Sarinform.Ru